Иммобилайзер
В нашем рассказе о модном и эффективном типе охранных устройств ограничимся рассмотрением бесконтактных иммобилайзеров в связи с их явными преимуществами перед другими типами.
Напомним, что в основе их лежит принцип радиочастотной идентификации (опознавания) электронного ключа (транспондера, «метки», карточки), который должен иметь водитель автомобиля. Процесс опознавания начинается с опроса транспондера радиопередающим устройством (считывателем), расположенным в автомобиле. Опрос транспондера состоит в облучении его коротким радиоимпульсом, энергия которого принимается антенной транспондера и заряжает его накопительный конденсатор, выполняющий затем роль источника питания. По окончании радиоимпульса накачки транспондер излучает ответный кодированный сигнал, код которого и является идентификатором владельца. Если этот код, принятый блоком управления системы, совпадает с кодом, записанным ранее в его память, то считается, что опознавание владельца произведено успешно и навигационная система выключает блокировочные функции, благодаря чему владелец может запустить двигатель. Наиболее распространена конструкция электронного ключа-транспондера в виде цилиндрического брелока диаметром около 5-7 мм и длиной около 40 мм, прикрепляемого к ключу замка зажигания.
Укажем еще раз, что степень противоугонной защиты при использовании иммобилайзеров возрастает благодаря добавлению еще 2-3-х цепей блокировки. Сомневаться в криптостойкости кода транспондера просто бессмысленно, т.к. число комбинаций огромно (до 64 двоичных разрядов). Потребительские качества определяются расстоянием, на которое надо приблизить транспондер к антенне для снятия блокировки. В принципе, в наиболее распространенном варианте, когда транспондер прикреплен к ключу зажигания, а петлевая антенна расположена вокруг этого замка, подносить ничего не надо. Все происходит автоматически стандартным для водителя способом без какой-либо задержки. Водитель просто вставляет ключ зажигания и заводит двигатель.
Однако, находчивые установщики заметили недостаток в такой организации. Дело в том, что ключи и транспондер находятся вместе, установка антенны вокруг замка зажигания стала привычной не только для водителей, но и для угонщиков, т.е. она перестала быть скрытной. Скрытная же установка подразумевает, что антенна размещается несколько вдали от замка зажигания. Такое расположение антенны может существенно затруднить работу угонщика.
Сразу после открывания двери водитель успевает сесть в свое кресло, поднести транспондер в зону антенны и затем включить зажигание. Делается это одним непрерывным движением, в течение 20-60 секунд, при этом иммобилайзер может быть также закреплен на общей связке ключей, но с той разницей, что скрытность размещения антенны дает дополнительный шанс остаться машине на месте стоянке. К такому типу относятся иммобилайзеры REEF RT-23, Mister X MX-35, Guard GT-24, Green Bux и другие. В иммобилайзерах Mister X MX-40, Cosa Nostra, Guard GT-25 данное ограничение времени отсутствует, предоставляя большее удобство водителю. Максимальное удобство использования и автоматизм, оцененный водителями, предоставляют системы серии Black Bug, в которых карточка-транспондер находится в кармане водителя, а антенна установлена в спинке кресла водителя. Этими системами обеспечивается запуск двигателя без дополнительных действий, а также скрытность и защита от нападения. Тот же эффект достигнут и в системе Mister MX-35AT c петлевой (рамочной) антенной и активной меткой, расположенной в кармане водителя.
Революционный шаг в технологию охранных систем принесла беспроводная клавиатура, обеспечив скрытность установки и удаленность дистанционно управляемых реле от центрального блока.
С появлением беспроводных блокировок радикально решена проблема, связанная с числом цепей блокировок. Теперь охранные системы, использующие технологию беспроводной блокировки, существенно упростились, так как сам их блок уже не содержит реле. Само же число необходимых беспроводных реле практически не ограничено и определяется установщиком, а не типом используемого устройства.
Беспроводные блокировки используются в противоугонных системах Mister MX-37, модуле беспроводной блокировки Star Line, системах Black Bug Plus BT-71M, REEF RT-23.
Модуль Star Line может быть подключен к любой автосигнализации и иммобилайзеру, не имеющих беспроводной блокировки. Получившееся система приобретает принципиально новое качество — неограниченное число беспроводных блокировок.
Наибольшую эффективность имеют иммобилайзеры, осуществляющие, так называемую, логическую блокировку в программе бортового компьютера. Таковым является противоугонное устройство АПС, применяемое в наших ВАЗах с инжекторными двигателями. Однако из этого не следует, что на этих машинах следует отказаться от возможности установки дополнительного иммобилайзера.