Husqvarna. Е-серия. Новая концепция
Традиционно в России основными покупателями бензопил считались лесозаготовители. Однако в последнее время ситуация стала меняться – темпы роста спроса среди «профи» теперь не столь грандиозны, как несколько лет назад. Зато заметно активизировались частные пользователи и профессионалы озеленения и коммунальных служб, приобретающие технику преимущественно бытового и полупрофессионального класса.
За последние годы покупатель явно набрался опыта. Для многих стоимость уже не является основным критерием выбора, люди стали обращать больше внимания на торговую марку, функциональность инструмента, доступность аксессуаров и сервиса. Те же самые требования предъявляют к бензопилам и профессионалы; получается, что «любителю» нужно то же самое, разве, что меньшей мощности и по более доступной цене. Однако, несмотря на одинаковые «потребности», «возможности» этих двух категорий пользователей существенно различаются. Опытный вальщик легко заведет пилу даже в сильный мороз, «на автомате» подготовит топливную смесь, вовремя отследит, когда пора подточить цепь, – он с бензопилой на «ты». В глазах «новичка» большинство этих действий сродни шаманству; поди разберись в кнопках и терминах («пропорции топливной смеси», «газ», «положение выключателя зажигания», «заслонка»), поди определи на слух, когда двигатель «чихнет», и вспомни, что в этом случае нужно сделать с заслонкой, и как именно. А если еще и свеча оказалась залитой бензином… Неудивительна поэтому! популярность той техники, что проще в рабе и обслуживании.
У фирм и организаций, занимающихся озеленительными работами, тоже изменился подход к подбору оборудования. Например, если раньше в «списках заказов» преобладал самый дешевый инструмент, то сейчас востребованной стала техника максимально надежная, пусть она и обходится дороже. А как иначе, если у газонокосилок при интенсивной эксплуатации отваливаются колеса от постоянной перевозки в машинах по нашим «псевдодорогам»? Примерно то же и с бензопилами, только там основная причина в другом – работают-то ими не слишком квалифицированные пользователи, в основном сезонные работники, так, что чем техника выносливее и чем лучше налажено ее обслуживание, тем дольше она прослужит.
Естественно, производители заметили наметившиеся тенденции и сделали выводы. Так, один из лидеров производства оборудования для леса, парка и сада – компания Husqvarna – за последние два года полностью обновила линейку бытовых и полупрофессиональных пил, снабдив их максимально дружественным «интерфейсом».
Что важно для не очень опытного пользователя? Наверное, чтобы бензопила husqvarna заводилась быстро и с минимальными усилиями. Эта идея и легла в основу модернизации существующих моделей. Разработчики внесли в них ряд изменений, направленных на упрощение эксплуатации. В итоге возникла новая линейка, получившая название «Е-серия» (от английского «easy» – легкий, нетрудный). «Е-серия» предназначена для тех покупателей, кто высоко ценит понятный и легкий в эксплуатации инструмент. Суть обозначения «Е-серия» – отдельные опции. Они не постоянны, а варьируются от модели к модели.
Отметим, что все бензопилы Husqvarna, включая бытовые, конструктивно во многом схожи с моделями профессионального класса. Естественно, они проще и поэтому дешевле, но на удобстве работы и безопасности пользователя производитель не экономил. Все инструменты оборудованы автоматическим инерционным тормозом цепи. Кстати, эту деталь изобрели инженеры Husqvarna, так что впервые она появилась на пилах «родной» марки. И хотя этот узел и стал стандартом «де-факто», многие конкуренты до сих пор выпускают пилы с тормозами «автоматическими, но не инерционными». То есть включаются они только при соприкосновении с рукой оператора при обратном ударе. На практике это означает, что при валке дерева он может не сработать вовсе, ведь при пилении в горизонтальной плоскости оператор держится за вертикальный сегмент передней рукоятки, не «прикрытый» щитком.
Антивибрационная система тоже использована профессиональная, основанная на принципе «двух масс», – другая конструкция на бензопилах Husqvarna не применяется.
Еще одна интересная особенность заключается в том, что все пилы новой линейки оснащены профессиональными высокопрофильными цепями. Они заметно выигрывают в производительности у широко распространенных низкопрофильных, снабженных ограничивающим звеном. По некоторым данным, разница в скорости резания достигает 40% – если зуб «непроф
и» снимает стружку толщиной 0,3-0,4 мм, то здесь – до 0,6 мм. Конечно, это будет действительно заметно лишь при больших объемах работы.
У высокопрофильной цепи есть и другие «плюсы». Например, она сохраняет работоспособность и на загрязненной древесине.
Наиболее распространенная ошибка при запуске – закрыть воздушную заслонку, забыв включить зажигание. В итоге смесь поступает в цилиндр, но не воспламеняется, так как нет искры. Приходится выкручивать свечу, вытирать или прогревать ее – дело не то чтобы долгое или хлопотное, но все равно выбивает из колеи. Уже вроде бы настроился поработать, все подготовил – и на тебе… На многих бензопилах Husqvarna стоит так называемая комбинированная заслонка – зажигание включается автоматически, когда вытягиваешь ups рычаг заслонки, закрывая ее. Так, что здесь вероятность ошибки исключена.
Рассмотрим теперь линейку подробно. «Начальная» модель — Husqvarna 137e. Это легкая и компактная бензопила небольшой мощности, оптимальная для эпизодических работ. Например, дрова напилить для дачи или расчистить перекрытую упавшим деревом дорогу при поездке на охоту или рыбалку. По сути, модель полностью повторяет свою предшественницу (136), но оснащена стартером с дополнительной пружиной. При вытягивании шнура она сжимается до определенного момента, после чего автоматически освобождается, помогая «докрутить» двигатель до необходимых оборотов. Основная пружина, как и в стандартной конструкции, возвращает трос после рывка. Особенно удобно, что для запуска не требуется множество резких рывков, трос можно вытягивать плавно. Новый стартер столь же компактен, как и прежний, так что эргономика совершенно не пострадала.
Husqvarna 142е – это версия 137-й, снабженная более мощным двигателем. В остальном модели идентичны, они даже по запчастям совпадают практически на 100%, только детали поршневой группы разные. Логичное следствие повышенной мощности – более высокая производительность. Обе эти модели производятся в США, стабилизатор напряжения чему есть житейское объяснение Производство не в «евровой» зоне благотворно сказывается на ценообразовании, что любому потребителю, безусловно, весьма интересно. Следующая модель «Е-серии» — Husqvarna 340е. В основе — знаменитая 340-я модель, с которой открывалась шведская линейка «фермерских» бензопил. Новинка оборудована таким же модернизированным стартером с дополнительной пружиной, что и вышеописанные. Отличие от этих моделей в том, что 340е оборудована насосом предварительной подкачки топлива (праймером). Он здорово упрощает закачку топлива в карбюратор, пилу можно завести всего одним-двумя рывками шнура стартера. Особенно он удобен в тех случаях, когда пила заводится «на холодную» или после полной выработки топливного бака.
Husqvarna 340е мощнее 142-й, да и в целом считается более «серьезной». Поэтому, если «младшие» модели рекомендованы для эпизодической эксплуатации «от случая к случаю», то эти уже вполне способны справиться с более серьезными нагрузками, характерными, например, для строительных работ.
У следующей модели серии (345е), в придачу ко всему сказанному, появляется дополнительное устройство для упрощения запуска – декомпрессионный клапан, а также боковое устройство натяжения цепи. Здесь объем цилиндра уже достаточно велик и даже с пружинным стартером провернуть коленвал не так-то просто. Наконец, «топовая» модель линейки – Husqvarna 350 – оснащена еще и регулируемым масляным насосом. Но вот стартера с дополнительной пружиной здесь уже нет. На двигателях в 50 «кубиков» его эффект не так ощутим. Куда более эффективно реализованное здесь сочетание декомпрессионного клапана, снижающего нагрузки при запуске в среднем на 40%, и праймера.