Принцип действия запорной арматуры
Запорная арматура предназначена для отключения потока среды; регулирующая для регулирования параметров среды изменением ее расхода; распределительная — для распределения потока среды по заданным направлениям; смесительная — для смешения сред, предохранительная — для предохранения установок и трубопроводов от недопустимо высокого давления: защитная — для предотвращения аварийных условий (разрывные мембраны) или образования обратных потоков (обратные клапаны).
В зависимости от направления потока после прохождения через арматуру последняя подразделяется на проходную и угловую.
В проходной арматуре, в отличие от угловой, среда не меняет направления своего движения на выходе по сравнению с направлением на входе. Проходная арматура обычно устанавливается на прямолинейных участках трубопровода, угловая — в местах его поворота.В зависимости от конструкции присоединительных патрубков арматура подразделяется на фланцевую, муфтовую, цапковую, штуцерную и под приварку. Фланцевая арматура имеет фланцевые присоединительные патрубки, муфтовая — муфтовые присоединительные патрубки с внутренней резьбой. Арматура для канализационных сетей может иметь муфтовые патрубки без резьбы, полости которых при соединении заполняются соответствующим материалом (цемент, свинец). Цапковая арматура имеет цапковые присоединительные патрубки с наружной присоединительной резьбой, штуцерная — штуцерные присоединительные патрубки с наружной резьбой. Арматура под приварку имеет присоединительные патрубки, предусмотренные для приварки к трубопроводу.
До настоящего времени в качестве запорно-регулирующей арматуры использовались вентили и задвижки. В 80% случаев это были задвижки из серого чугуна невысокого качества.
Практически всем экспертам-специалистам, работающим в области монтажа и эксплуатации систем тепловодоснабжения, известны проблемы при традиционных задвижек: необходимость ежегодной ревизии для набивки сальников и очистки колец уплотнительных дисков; сложность экстренного перекрытия трубопровода в аварийной ситуации; недостаточная герметичность; большой процент выхода из строя из-за падения щечек или поломки болтов. Кроме того, задвижки имеют большие габариты и вес.