Невинномысск: экологическая катастрофа реальна
Река жизни… Красивая метафора, не правда ли? Можно предположить, что родилась она в незапамятные времена, когда реки были чистыми, и (что совершенно нельзя сегодня представить) из них можно было пить воду. Сейчас на такое трудно решиться: там присутствует вся «таблица Менделеева». Как известно, основные «поставщики» этих «прелестей» в водоемы — предприятия, которые не очищают (или должным образом, или вообще) промышленные стоки. А есть еще и ливневые стоки, которые поступают в систему просто с улиц. Так сложилось исторически, что в Невинномысске все существующие стоки поступают на комплекс очистных сооружений ОАО «Невинномысский Азот». По мнению специалистов, в последнее время эти сооружения работают на пределе своих возможностей, что само по себе представляет угрозу экологической безопасности, и не только Невинномысска, но и всех «городов и весей», находящихся в пойме Кубани, ниже по течению. Итак, наш собеседник — начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «Невинномысский Азот» Л.В. Трегубова.
— На балансе «Азота» стоят очистные сооружения, куда поступают стоки от всех промышленных предприятий города и жилого массива. Между нами и «Водоканалом», который собирает стоки и транспортирует их по своим трубопроводам, заключен договор, в котором прописано качество этих стоков. Цифры эти определены по многим компонентам: фосфатности, химическому потреблению кислорода, азоту аммонийному, тяжелым металлам и др. Несмотря на все эти ограничения, из года в год мы видим все более удручающую картину: стоки, поступающие из города, становятся все хуже и хуже, и это объективно отражается в данных статистики. Если когда-то это было около 10% по количеству нарушений, то сейчас — 80%. Это значит, что на 80% эти стоки не соответствуют нормам, которые прописаны в договоре. В таком виде мы и вынуждены их принимать на свой комплекс БХО (биохимической очистки).
В прошлые периоды мы собирались в администрации города по этим вопросам. У «Водоканала» есть своя лаборатория, и в результате проведения анализов они «высеяли» предприятия-нарушители: «Птицекомбинат», «Руно», НШПО им. Лапина — в Закубанской зоне, и «Невком» — в промзоне. Вот эти 4 предприятия для нас являются проблемными с точки зрения того, что именно они поставляют стоки, несоответствующие качеству.
— Между вашей структурой и этими предприятиями находится «Водоканал». Он что, настолько беззубый, что не вправе от них потребовать соблюдения качества, наконец, юридического соблюдения условия договора?
— Когда-то на НШПО им. Лапина были локальные очистные сооружения, состояли они из каскада отстойников, там механически осветлялись, осаждались взвешенные вещества. Была еще и биологическая очистка, конечно, не такая, как у нас, тем не менее, все это работало. Сейчас эти очистные сооружения разрушены от времени, они долго не использовались, и все попросту заросло травой.
Почему я в курсе всего этого? При администрации города была создана комиссия по проверке этих предприятий, и я входила в состав комиссии. Как эколог с 20-летним стажем, я могу судить о том, что видела. Был составлен протокол, и он рассматривался на совещании при администрации города.
— Это было при какой власти?
— И при прежней, и при нынешней.
— То есть, новая власть уже в курсе этих дел?
— Конечно, это было в конце февраля 2009 года. Предприятиям были выписаны предписания, в соответствии с которыми они должны были разработать мероприятия, направленные на улучшение качества стоков.
— Судя по всему, все это осталось на бумаге?
— Если судить по качеству стоков, то — да. Опять вернемся к цифрам: если раньше уровень ХПК (химического потребления кислорода) на очистке был в пределах 1500-1900 единиц, то сейчас мы имеем уже 2200-2300. Значит, наличие органических веществ в стоках таково, что нормативного расхода кислорода уже не хватает, идет значительный перерасход. Это нарушения, которые могут в принципе выбить из работы систему наших очистных сооружений. Биологическая очистка — очень тонкая структура, и нельзя что ни попадя лить на очистные сооружения.
— Давайте поясним, в чем суть биологической очистки.
— Очистку производят живые микроорганизмы, которые работают в этой среде.
— Проще говоря, если валить туда что попало, то эти микроорганизмы-работяги сами «загнутся»?
— Если упрощенно, то — да.
— То есть, неочищенные стоки в принципе ставят на грань риска всю работу очистных сооружений, и они могут попросту остановиться. Дава