Кому выгодно закрытие «электроцинка»?
«Апофеоз «Электроцинка» — так называется памятка по организации и проведению общенациональной манифестации и митинга, посвященных «закрытию-ликвидации завода ОАО «Электроцинк». Подписано это воззвание неким «Общенациональным комитетом по спасению Осетии».
Если судить по содержанию памятки, то налицо хорошо отлаженная и оплачиваемая организация, деятельность которой отличается наглостью, открыто наплевательским отношением к Конституции. Как написано в памятке, «вопрос о том, будет ли этот митинг санкционированным или несанкционированным, не имеет никакого значения». Вместе с тем организаторы митинга утверждают, обращаясь к народу, что не призывают «к нарушению существующих законов и общественного порядка». Но расчет-то именно на это! Призывают именно к беспорядкам, обращаясь к самой легко возбудимой сфере человека — его психологии. Дескать «Электроцинк» — это угроза жизни! Ну, как тут не создать «Общенациональный комитет спасения Осетии»…
Вполне допускаю, что в названном комитете многие оказались по причине своей беспринципности. Журналист Николай Дзусов обозначил две возможные финансовые группы, которые играют решающую роль в организации «антиэлектроцинковской» кампании в СМИ. Это новый претендент на покупку завода и нынешние хозяева с Урала. Что касается последних, то руководство УГМК не может не знать, что концентрация металлургических заводов в одном месте нежелательна. Наиболее вероятна версия о «купце», который после закрытия приобретет завод за бесценок. Схема эта отработана в истории постперестроечной России. Отсюда и нагнетаемый «спасателями» психоз в обществе.
Мне было бы интересно узнать, как при наличии всенародно избранной власти этот комитет объявляет себя действующим от имени народа. Возникает вопрос о легитимности комитета. Ответ может быть только один. Общенациональный комитет спасения Осетии — это самозванцы, узурпировавшие право говорить от имени народа.
У нас много проблем, которые необходимо решать официально избранному руководству республики. Уже десятки лет стоят заводские корпуса, где можно было бы организовать хотя бы сборочный цех автомобилей, дать людям работу, расширить сферу экономических гарантий социальной стабильности. Общенациональный комитет не видит или не хочет видеть этих проблем. Он сосредоточил свое внимание на единственном возродившемся из пепла заводе «Электроцинк» с одной целью — его ликвидации!
Да, я согласен с вами, спасайте меня, как конкретного человека. Спасайте, прежде всего, от выхлопных газов автомобильного транспорта. Мне никак и ничем не компенсировать вдыхание этой отравы. Запретите поставку некачественных нефтепродуктов в республику. Обратитесь к владельцам автомобилей с призывом сократить время пользования собственными авто хотя бы в два раза. Рассмотрите в качестве альтернативы гужевой транспорт или велосипед. Да и вообще, почему вы не хотите спасать нас, к примеру, от фальсифицированных лекарств, а нашу молодежь — от наркобаронов? Ваше категорическое требование закрыть завод «Электроцинк» говорит о том, что полемизировать с вами смысла нет. Это не входит в ваши планы.
Что означает «Электроцинк» для Осетии? Наши отцы очень гордились заводом, утверждая, что он способен прокормить всю Осетию, подчеркивали свою значимость и роль в общей семье советских народов. «Электроцинк» всегда был гордостью республики, флагманом советской индустрии.
Уже в 1904 году завод «Кавцинк» в Алагире выдал первый в России металлический цинк. С тех пор предприятие расширяется. Возникает острая необходимость готовить рабочие кадры на месте. Так рождается в 1931 году во Владикавказе ГМТ. За прошедшее время в стенах техникума было подготовлено более 16 тысяч специалистов для различных областей промышленности Советского Союза. Студенты получали возможность получать профессиональные навыки в процессе прохождения производственной практики на ведущих предприятиях горнометаллургического комплекса Осетии: «Электроцинк», «Победит», «Садонский свинцово-цинковый комбинат» и т. д. В 1932 году из Томска во Владикавказ была переведена научно-исследовательская лаборатория цветных металлов. На ее базе в 1933 году ЦИК СССР утвердил типовой устав Северо-Кавказского института цветных металлов. Так, благодаря развитию металлургической промышленности, в Осетии были открыты ГМТ, а затем ГМИ, где ныне трудятся 45 академиков и членкоров, около 300 докторов и кандидатов наук, учится целая армия студентов.
А сегодня мы с удивлен
ием узнаем, что самозваные «спасатели» имеют отношение к ГМИ! Хочется обратиться к ним словами народной мудрости: «Не плюйте в колодец».
Обсуждение этого вопроса требует честности и открытости. Страусиная политика здесь неприемлема. Действительность такова, что производство ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем стерильным не будет. Это неизбежно. Задача «Электроцинка» (и не только этого, но и всех заводов) — свести вред, наносимый окружающей среде, к минимуму. А для решения этой задачи необходимо тесное сотрудничество производства и науки, в частности, «Электроцинка» и ГМИ. Но, видимо, ученые ГМИ забыли о своем прямом предназначении — служить обществу.
Что собой представляют сегодня ГМТ и ГМИ? Специфика этих учебных заведений постепенно утрачивается, если там стали открываться гуманитарные факультеты, факультеты экономики, управления и другие. Все это трудно объяснить потребностями осетинского общества. Конечно, размывание специфики вуза происходит не от хорошей жизни. Сокращение бюджетного финансирования заставляет руководство искать альтернативные источники существования. Но разве неясно, что будущее вуза — в тесном сотрудничестве с производством металлургического комплекса Осетии? Когда в 50-е годы завод «Электроцинк» имел лучшие технологии в СССР и был определен головным предприятием свинцово-цинковой промышленности СССР, в том была огромная заслуга ученых ГМИ.
Первые очистные сооружения стали строиться в 60-е годы. Это установки по нейтрализации вредных промышленных стоков, улавливатели пыли и газов с их частичной очисткой. В эти же годы на заводе строится первый опытно-промышленный сернокислотный цех по укороченной схеме сухой очистки газа, установка нейтрализации промышленных стоков. До этого времени в СССР, как и в других странах, промышленные отходы не подвергались какой-либо очистке. Экологическая реконструкция предприятия была закончена в 1981 году, без какого-либо давления со стороны «спасателей». Был введен в эксплуатацию новый сернокислотный цех с мокрой очисткой газов, соответствующий наилучшим технологией того времени.
Развал СССР, который был осуществлен не без участия масштабных «спасателей» народов советского государства (осознаете свое родство?), не мог не сказаться и на состоянии завода «Электроцинк», а также на всем металлургическом комплексе Осетии. Наступила черная полоса для всей промышленности республики. Объемы производства падали. Дальнейшая модернизация не проводилась.
В 1993 году предприятие было преобразовано в акционерное общество. Завод поступил в собственность республики, но плачевная ситуация не изменилась. Руководить заводом — не тосты произносить за осетинским столом! Предприятие фактически оказалось банкротом. Тогда-то президент и правительство Осетии и начали работу по привлечению инвестиций в республику. Так, в декабре 2003 года ОАО «Электроцинк» вошло в состав Уральской горнометаллургической компании (УГМК). Это поистине новое рождение завода. Начинается восстановление и модернизация всего металлургического комплекса Осетии.
В 2005-м, а затем в 2007 году завод показывает заметные успехи. Численность рабочих в этот период достигает 3500 человек, средняя зарплата — от 13 до 14 тысяч рублей. В этом же году платежи в бюджет составили более 750 млн. рублей. В десятки раз увеличиваются отчисления на социальные и экологические нужды, на содержание детского оздоровительного лагеря «Металлург», дворца «Металлург», стадиона «Металлург», профилактория «Сосновая роща». В рамках жилищной программы 175 семей приобрели по льготному тарифу или получили собственные квартиры.
Завод «Электроцинк» — это не трубы и стены корпусов. Это прежде всего люди, работающие на предприятии, это коллектив ГМТ и ГМИ. Ведь закрытие завода ударит по их судьбам. Завод «Электроцинк» — неотъемлемая часть горнометаллургического комплекса Осетии, составляющего каркас всей ее промышленности, а значит, в определенном смысле, и самой Осетии.