Oem/odm-отношения на рынке сотовых телефонов – изнанка мобильной индустрии
Сотовые телефоны сегодня превратились в одно из самых высокодоходных направлений развития телекоммуникационного рынка. Мобильные бренды занимают верхние строчки рейтингов среди высокотехнологичных компаний. Пользователи готовы отдать очень большие деньги за очередные новинки вендоров, причем значительную часть составляет так называемая плата за бренд, и чем известнее компания, тем она выше за сотовый телефон.
Между тем, не все так просто и очевидно. Если избавиться от маркетинговой мишуры, обволакивающей сознание пользователей, то может открыться удивительная картина: далеко не всегда за конечными продуктами стоят те компании-производители, чьи шильдики украшают представленные на витринах салонов сотовой связи устройства. Очень часто необходимо говорить о совсем других компаниях, которые реально занимаются производством данных телефонов. Причем в большинстве случаев это азиатские компании, названия которых мало что скажут обычным владельцам мобильных телефонов. В то же время, нельзя говорить о каком-либо обмане со стороны компаний-брендообладателей. Просто на сегодняшний день мобильная индустрия, как, впрочем, и любой другой высокотехнологичный рынок, представляет из себя настоящий клубок сложных и запутанных OEM/ODM-отношений между компаниями-владельцами торговых марок и производителями, сборщиками устройств. Разбораться в этой паутине мы сегодня и попробуем.
Немного о терминах
На чисто обывательском уровне термин OEM давно уже стал расхожим; если вести речь о компьютерном рынке, то значения слов OEM и Retail известны, пожалуй, едва ли не каждому владельцу ПК.
Между тем, значение аббревиатуры OEM гораздо шире и многограннее.
OEM (англ. Original Equipment Manufacturer — производитель оригинального оборудования) — компания, включающая в свой продукт компоненты других производителей. На чисто обывательском уровне OEM означает продукт, непосредственный производитель которого не работает с конечным потребителем и nokia 6500 не обеспечивает поддержку либо сервисное обслуживание. Здесь ОЕМ противопоставляется продуктам, предназначенным для розничной продажи (т. н. Retail) и, соответственно, поставляемым в коммерческой упаковке.
Однако такое видение понятия OEM свойственно, скорее, рынку компьютерных комплектующих. Применительно к мобильной индустрии и вообще потребительской электронике, под OEM понимается несколько другое.
OEM-производители — это компании-производители первичного оборудования, которое впоследствии будет включено компанией-заказчиком в готовый продукт под его торговой маркой. При этом такой покупатель получает другую аббревиатуру — VAR, то есть Value added reseller, как продающий мобильный телефон с добавлением стоимости. Эта самая добавленная стоимость учитывает затраты, которые несет непосредственно компания-заказчик — на сборку (если OEM-партнер предоставляет продукт не в окончательном виде), на маркетинг (продвижение продукта на рынке), на логистику.
В более узком смысле под OEM-производством понимается случай, при котором компания-производитель осуществляет полный технологический цикл создания телефона, от идеи и разработки дизайна до серийного производства. На долю компании-заказчика остается продвижение продукта на рынке, фактически, клавиатура покупает у реального производителя готовый продукт для продаж под собственной торговой маркой.
Таким образом, даже пресловутая «китайская сборка» сегодня представляет собой скорее необходимость соответствовать современным реалиям в мобильной индустрии. При обеспечении должного контроля качества, уже не играет роли, где собран тот или иной сотовый телефон. Важно, чтобы компании-владельцы мобильных торговых марок по-прежнему являлись гарантом качества продукции под собственными брендами, обеспечивали должный уровень сервисного обслуживания и т.д. Только в этом случае OEM/ODM-сотрудничество будет наиболее эффективно, и мобильные телефоны либо другие устройства будут продолжать радовать пользователей.